История банка ВТБ

ПАО Банк ВТБ входит в Группу ВТБ, являясь ее головной структурой. Государство владеет 60,9 процентами обыкновенных акций, а остальные акции обращаются на рынке. По величине уставного капитала банк занимает первую позицию, а по размеру активов – вторую. По состоянию на 01.08.2021 г. капитализация ПАО Банк ВТБ составила 8,8 млрд $.

     Банк ВТБ: история 

  • С 1990 по 1994 г. В 1990 году Минфин и Госбанк РСФСР учредили новую кредитную организацию – Внешторгбанк. Ее основной задачей было обслуживание международных операций РФ и обеспечение интеграции России в мировой рынок. Лицензию вновь образованная банковская организация получила в январе 1991 г. В 1994 г., по версии авторитетного журнала The Banker, Банк ВТБ занял 425 позицию среди 1000 мировых банков с наиболее высокой капитализацией.
  • С 1995 по 1998 г. В 1997 г. государством было принято очень важное решение: Банк ВТБ преобразован в ОАО, в котором ЦБ России стал самым крупным акционером (96,8 процента акций).
  • С 1999 по 2001 г. Уставный капитал этой кредитной организации достиг 42,1 млрд руб., а доля ЦБ РФ составила 99,9 процента. Как результат, Банк ВТБ среди кредитных организаций Восточной, а также Центральной Европы занял первое место по капитализации.
  • С 2002 по 2006 г. В 2002 г. Российским Правительством была выкуплена у ЦБ России доля участия в УК банка ВТБ, и оно стало основным акционером этой банковской организации. В этом же году Председателем Правления стал Андрей Костин, приведя с собой команду менеджеров. ВТБ определил стратегическую задачу: стать одним из ведущих российских кредитно-финансовых институтов, укрепив позиции во всех основных рыночных сегментах, включая инвестиционный, а также розницу. В 2004 г. ВТБ Банк выкупает акции Гута-банка, а в 2005 г. на его базе запускает проект, ставший наиболее успешным в сфере розницы – ВТБ 24. В 2005 г. ВТБ приобретает ПСБ Санкт-Петербурга, тем самым укрепляя собственные позиции на Северо-Западе России.
  • С 2006 по 2008 г. В эти годы значительно улучшаются позиции этой кредитной организации на международном финансовом рынке. Спрос на выпущенные ВТБ банком депозитарных расписок GD в девять раз превысил их предложение. Все основные мировые инвестиционные фонды проявляют к GDR большой интерес. Более 120 тысяч российских граждан становятся акционерами этой кредитной организации. Степень ее открытости значительно повысилась, поскольку банк был преобразован в ПАО. В 2007 г. агентством Standard & Poor’s ВТБ признан одной из самых прозрачных кредитных организаций с точки зрения раскрытия информации. В 2008 г. ВТБ становится первым из российских банков, который получил лицензию на проведение операций в КНР и Индии. В этом же году он открывает там свои филиалы. Кроме того, в 2008 г. бизнес группы ВТБ консолидируется на базе компаний «ВТБ плюс» и «ВТБ Капитал».
  • 2009 г. При существенном ухудшении ситуации на рынке группой ВТБ была поставлена основная задача: стабильная работа и сохранение основных показателей на приемлемом уровне. Оперативно принятые банком меры дали возможность сделать систему управления рисками более совершенной, скорректировать политику кредитования, а также более интенсивно работать с просроченной задолженностью. Помимо этого, банк решал задачи, касающиеся поиска дополнительных источников фондирования и сокращения затрат. Группе ВТБ удалось без критичных потерь пережить очередной кризис, при этом совершив настоящий прорыв. Многие из показателей 2009 г. были выполнены с запасом: по объему кредитов – на 103 процента, по объему активов – на 104 процента, по привлеченным средствам – на 121 процент, по комиссии и процентным доходам – на 110 процентов.
  • С 2010 по 2013 г. В этот период группа ВТБ продолжала активно развиваться. За 2010-2013 годы были достигнуты рекордные показатели. В 2010 г. сумма прибыли достигла 55 млрд руб., в 2011 г. – 90 млрд руб., в 2012 г. – 91 млрд руб., а в 2013 получена прибыль в сумме 101 млрд. руб. Активы за этот период возросли в 2,4 раза, достигнув 8,8 трлн руб., объем кредитного портфеля достиг 6,6 трлн руб., увеличившись в 2,5 раза, объем привлеченных средств достиг 4,3 трлн руб., увеличившись в 2,7 раза. Рост показателей, в том числе, стал возможен благодаря приобретению в 2011 г. «Банка Москвы» и в 2010 г. «ТрансКредитБанка». Помимо этого, присоединение «Лето Банка» позволило ВТБ увеличить портфель потребительских кредитов. В самом начале 2011 г. российским Правительством по программе приватизации государственной собственности было продано 10 процентов акций ВТБ. В 2013 г. банк провел еще одну дополнительную эмиссию, по итогам которой крупнейшие мировые игроки стали акционерами ВТБ. В результате, доля государства в капитале банка снизилась до 60,9 процента.
  • С 2014 по 2016 г. Сложная экономическая ситуация не помешала группе ВТБ выполнить целевую стратегию на 2014-2016 годы. Были обеспечены лидирующие позиции на финансовом рынке России, достигнут качественный рост бизнеса, повышена эффективность расходов. Были достигнуты стратегические цели в области привлечения корпоративной клиентуры, значительно расширен рынок обслуживания частных клиентов. Доля кредитного портфеля юридических лиц составила 16 процентов от всего рынка. Еще больше (до 23 процентов) возрос удельный вес корпоративной клиентуры в привлеченных средствах. Существенно возросла доля розницы как в доходах, так и в активах Группы. Так, в сегменте карт и депозитов частных клиентов доля ВТБ составила 11 процентов от рынка, а в сегменте кредитования частных клиентов она достигла 20 процентов. За период с 2014 по 2016 год группой ВТБ были реализованы крупнейшие стратегические проекты, цель которых – диверсификация бизнеса, укрепление рыночных позиций, а также повышение эффективности управления.
  1. Создание бизнес-линии для среднего бизнеса позволило банку усилить позиции в регионах и рыночном сегменте средних компаний.
  2. В Банк ВТБ был интегрирован «Банк Москвы». На финансовом рынке России этот проект стал самым крупным – он позволил повысить качество управления и значительно сэкономить.
  3. Был учрежден «Почта Банк». Благодаря доступу к инфраструктуре «Почты России» Группа ВТБ обеспечила масштабирование розничного бизнеса и расширила клиентуру в сегменте розницы.
  • С 2014 по 2016 г. Стратегией развития на 2017- 2019 гг были определены основные цели банка на этот период.
  1. Прибыль Группы должна была составить 200 млрд рублей, а Банк ВТБ стать одним из лидеров банковского рынка РФ.
  2. Оптимизация и интеграция структуры Группы ВТБ должна была обеспечить создание единого банка.
  3. Необходимо было провести технологическую модернизацию всех процессов.

       Все поставленные задачи были выполнены.

Также Группа ставила перед собой цель по снижению стоимости фондирования и проведение комплекса мероприятий по оптимизации структуры Группы. В рамках реализации этой задачи был обеспечен рост остатков средств на счетах корпоративных и частных клиентов, снижена зависимость банка от средств, привлеченных от ЦБ РФ, снижен удельный вес ресурсов в иностранной валюте. Одной из важнейших задач группы ВТБ было увеличение объемов операций по кредитованию частных лиц и корпоративной клиентуры. Эта цель тоже было достигнута.

Эффективность деятельности Группы ВТБ была обеспечена также в результате присоединения к ВТБ банка ВТБ 24. Реализация этого проекта дала возможность усилить взаимодействие отдельных бизнес-линий, сделать более эффективным управление Группой и сформировать команду, способную выполнять поставленные перед ней сложные задачи.

Цифровизация основных процессов позволила изыскать дополнительные источники дохода, вывести онлайн обслуживание клиентов на совершенно новый уровень, а также обеспечить производительность и высокий уровень внутренней эффективности.

Таким образом, за 30 лет Банк ВТБ превратился из организации, преимущественно осуществляющей международные расчеты, в один из крупнейших универсальных коммерческих банков России, который является головной структурой холдинга ВТБ.

 

No votes yet.
Please wait...
0 0 голос
Article Rating
Подписаться
Уведомить о
guest
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Поделиться своими мыслямиx
()
x